ФГОС ООО

Предмет Математика (УМК Г. В. Дорофеев)

Класс 5

Тема «Задачи на части»

Цель урока:
ученик научиться распознавать и решать задачи на части, в которых задается масса всей смеси; ученик получит возможность научиться решать задачи на части, в которых задается масса всей смеси, с дополнительными условиями.

Задачи урока:
·        организовать составление учащимися цели учения посредством выполнения комплексного задания;
·        организовать условия, при которых ученик научится распознавать задачи на части, анализировать условие задачи и составлять алгоритм её решения и решать задачи, используя заданный алгоритм посредством создания банка задач;
·        предоставить возможность для выявления учащимися условий применения алгоритма решения задач на части в повседневной жизни и в решении задач более сложного уровня посредством решения разноуровневых заданий;
·        направить учащихся на оценивание своей деятельности на уроке посредством приема «Незаконченное предложение».

Планируемые результаты:
учащиеся научатся:
·        рассуждать и делать выводы;
·        слушать собеседника и вести диалог;
·        работать в паре и группе;
·        излагать и аргументировать свою точку зрения;
·        оценивать себя и товарищей.

Задачи по формированию УУД:
- познавательные:  
научатся в процессе реальной ситуации использовать определения следующих понятий: «целое», «часть целого»;решать задачи на части,применяя алгоритм.
- коммуникативные и личностные:
научатся слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.
- регулятивные:
развитие умения: анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, концентрировать внимание на основном, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Тип урока: усвоение новых знаний (1 - ой урок при изучении параграфа).

Формы работы учащихся:фронтальная, парная, индивидуальная, групповая.

Необходимое техническое оборудование:компьютер, проектор, интерактивная доска, учебники по математике, раздаточный материал (карточки с дополнительным заданием, карточки с домашним заданием), электронная презентация, выполненная в программе PowerPoint).



Технологическая карта урока

Этап урока
Задачи этапа
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формируемые УУД







Познавательные
Регулятивные
Коммуникативные
1
Вводный
Создать условия для актуализации опорных знаний, способов действий и обеспечения мотивации учения детьми, принятия ими целей урока.
Устный счет.
Введение критериев оценки деятельности учащихся на уроке.
Создание проблемной ситуации с помощью комплексного задания в игровой форме.
Вместе с учениками определяет цель урока.
Решают примеры устного счета.
Знакомство с критериями оценки деятельности учащихся на уроке.
Определяют цель учения.
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания.
Логический анализ объектов с целью выделения признаков.
Выделение необходимой информации.
Самостоятельное формулирование познавательной цели.
Прогнозирование своей деятельности. Постановка учебной задачи на основе известного
Целеполагание.
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог
2
Основной
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изученной темы.
Направляет ход мыслей учащихся для формирования необходимого вывода.
На основе решения комплексной задачи делают вывод и создают алгоритм решения задачи.
Структурирование знаний.
Анализ объектов.Построение логической цепи рассуждений.
Выдвижение различных версий, планирование хода решения задачи, нахождение и исправление ошибок.
Умение слушать и вступать в диалог.
Постановка вопросов.
3
Обобщающий

Выявление первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.
Организует работу учащихся по созданию банка задач практического содержания.
Предлагают задачи для банка. Решение одной из задач банка.
Самостоятельное создание алгоритма деятельности при решении проблем поискового характера. Умение анализировать.

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.
Умение вступать в диалог.
Коллективное обсуждение проблем (при необходимости).

Физкультминутка

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.

Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу.




Установление правильности и осознанности решения задач.
Выступает в роли тьютора для слабых учащихся при выполнении задания.
Учащиеся выполняют разноуровневые задания по карточкам.
Делают записи в тетрадь.
Выполняют взаимную проверку.



Умение слушать и вступать в диалог.
Интегрироваться в группу.
Поддержание здорового духа соперничества для поддержания мотивации учебной деятельности.
Планирование учебного сотрудничества со сверстниками.
Участие в коллективном обсуждении проблем.

4
Заключительный
Оценка результатов деятельности класса. Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Рефлексия.
Подводит итоги работы в классе.
Дает интегрированное домашнее задание.

Учащиеся выбирают домашнее задание в зависимости от уровня освоения темы урока.

Самостоятельное определение критериев оценки своей работы на уроке.
Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль и коррекция полученного результата, саморегуляция.
Планирование учебного сотрудничества со сверстниками.
Участие в коллективном обсуждении проблем.
Контроль, коррекция, оценка.





Приложение 1.

Комплексная задача.


Хочу быть президентом класса!!!

Стимул.

Вы с другом претендовали на пост президента класса. В голосовании приняли участие 24 ваших одноклассника. Голоса между кандидатами распределились в отношении 3:5.

Задачный вопрос.

Станете ли Вы президентом класса?

Инструмент самопроверки.

Решение задачи:
3+5=8 всего частей
24:8=3 человека составляют одну часть
3*5=15 человек проголосовали за победителя

Критерии оценивания:
Если задача решена правильно, то Вы получили отметку «5».
Если допущена вычислительная ошибка, но решение доведено до конца, то Вы получили отметку «4».
Задача решена неверно, то Вы получили отметку «2».




Приложение 2.

Алгоритм решения задач на части:

1. Вычисление общего количества частей.
2. Вычисление одной части.
3.Вычисление тех частей, о которых спрашивается в задаче.

Ключом задачи является нахождение содержимого в одной части.









Приложение 3

Примерный банк задач.

Задача 1. Для варенья на 2 части малины берут 3 части сахара. Сколько килограммов сахара следует взять на 2 кг 600 г ягод?
Задача 2. Купили 1800 г сухофруктов. Яблоки составляют 4 части, груши – 3 части и сливы – 2 части массы сухофруктов. Сколько граммов яблок, груш и слив в отдельности купили?
Задача 3. При пайке изделий из жести применяют сплав, содержащий 2 части свинца и 5 частей олова. Сколько граммов свинца и олова в отдельности содержит кусок сплава, в котором олова на 360 г больше, чем свинца?




Приложение 4.


Примерный вариант разноуровневых задач для взаимопроверки.


Для варки варенья извишни на 2 части ягод берут 3 такие же части сахара. Ответьте на вопросы:

Сколько граммов ягод было, если взяли 900 г сахара?
o 360.
o 1350.
o 4500.
o 600.
o 300.
Сколько граммов сахара взяли, если было 800 г ягод?
o 3200.
o 1400.
o 1200.
o 4800.
o 400.
Сколько граммов сахара взяли, если ягод и сахара вместе взяли 1500 г?
o 750.
o 1000.
o 500.
o 600.
o 900.
Сколько граммов ягод взяли, если их взяли на 300 г меньше, чем сахар?
o 1000.
o 7500.
o 600.
o 900.
o 500.




Приложение 5.

РЕФЛЕКСИЯ.

Каждый учащийся оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Учащиеся по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

1. Сегодня я узнал…
2. Было интересно…
3. Было трудно…
4. Я выполнял задания…
5. Я понял, что…
6. Теперь я могу…
7. Я почувствовал, что…
8. Я приобрел…
9. Я научился…
10. У меня получилось…
11. Я смог…
12. Я попробую…
13. Меня удивило
14. Мне захотелось…
15. Урок дал мне для жизни…

Комментариев нет:

Отправить комментарий